Одесский портал - Виртуальная реальность Одессы. Практически всё о городе.

 

Одесский маяк на Большом Фонтане
Одесский маяк на Большефонтанском мысе.
Высота 27 метров,
от морской поверхности 64,7 метра

Вблизи Одессы находятся и другие маяки:
Ильичевский маяк — в городе Ильичёвск,
Григорьевский маяк — на Григорьевском (Аджалыкском) лимане,
Маяк "Порт Южный"

 

Маяк на самом маленьком острове Бишоп
Вы хотите поработать
на таком маяке? Увы !!!
На маяке самого маленького острова в миреострова Бишоп вакансий нет.
Кстати, светит этот маяк не зелёным или красным светом, а белым. Это означает: опасность, проходите мимо...

 

Памятники, фонтаны, скульптуры Одессы

ссылка на оформление рассыки новостей Одесского портала

 

Воронцовский маяк Одессы, его предшественники и «коллеги»

Воронцовский маяк Одессы Воронцовский маяк — морская визитная карточка Одессы, первое одесское сооружение, что видят прибывающие в наш порт на судах гости города и возвращающиеся к родным пенатам одесситы.

Рационально мыслящие скептики утверждают, что маяк — просто средство навигации, гидротехническое сооружение башенного типа, предназначенное для указания безопасного хода судам либо прохода в гавань.

Всё так, и одновременно — чуточку иначе.

Романтический ореол окружает одиноко стоящие белые морские башни и самих маячников, служителей «храмов безопасности судоходства».

Маяки называют исполинами побережий, морскими светофорами, приветственным сигналом от неведомых строителей и неизвестных смотрителей маяков и одновременно памятниками этим самым строителям и смотрителям-маячникам.

Одиноко стоящая башня Воронцовского маяка, иногда еле заметная в тумане, конечно же манит одесситов и приезжих, как всегда притягивает всё запретное и неизведанное. Маяк окутан тайной, неприкосновенностью стратегического объекта, порождающими вымыслы, домыслы, однако приоткрывающими иногда свою завесу, чтобы рассказать удивительную правдивую историю.

Самый первый маяк Одессы (строящийся портовый город не мог существовать без маяка) находился вовсе не здесь. Он был построен на краю далеко выступающего в море мыса Большой Фонтан (район мужского монастыря) в 1827 году, позже перенесен чуть дальше в глубь плато из-за подступающих оползней.Этот маяк работает до сих пор и называется Одесский маяк — он указывает путь к порту. Одесский маяк и Воронцовский маяк — это две большие разницы!

Второй маяк был построен на обрыве в районе нынешнего парка Шевченко и назывался Ришельевским.

И только по мере строительства порта и удлинения Карантинного (ныне — Рейдового) мола возник вопрос о строительстве маяка непосредственно на территории порта.

Построили его в 1845 году по личной инициативе адмирала Михаила Лазарева (его именем названа улица в Одессе), открывшего в морских экспедициях Антарктиду, в описываемое время пребывающего в должности командующего Черноморским флотом.

Этот маяк представлял собой 9-ти метровую деревянную конструкцию, где зажигались после захода солнца два ацетиленовых фонаря, а днём вывешивался жёлтый флаг. Маяк просуществовал до Крымской войны 1854 года и был разрушен 10 апреля, когда во время обстрела города а него произошло прямое попадание зажигательной ракеты...

Воронцовский маяк довоенныйВ 1863 на оголовке Карантинного мола был установлен второй по счёту маяк именно на территории порта. Это было уже 17-ти метровое конусообразное здание из чугуна и камней. Открытие маяка приурочили к открытию памятника Воронцову на Соборной площади (9 ноября 1963 года) и назвали маяк Воронцовским.

Городская Дума приступила к строительству рейдового мола: порт начал развиваться, и для того, чтобы обеспечить безопасный проход судам и безопасную стоянку у причалов нужно было сделать новый мол, своего рода волнолом. В это время маячный огонь зажигался у подножья Свято-Николаевской церкви на специально сооруженной платформе. Сам же первый Воронцовский маяк был демонтирован и отправлен к мысу Сарыч Крыма, где "служит" по сей день.

В 1888 году на оголовке Рейдового мола был установлен второй Воронцовский маяк (фото справа), простоявший до 15 сентября 1941 года, когда был взорван советскими войсками, чтобы не служить ориентиром фашистам при обстреле города и порта. Ходят легенда, что медный купол этого взорванного маяка до сих пор находится на дне акватории.

После войны разрушенный мол был восстановлен, а в 1954 году из Крондштадта были привезены чугунные тюбинги, и вновь построенный маяк начал нести свою вахту, обеспечивая безопасность судоходства.

Провести судно в порт может только опытный лоцман, так как морские ворота в порт являются достаточно узкими, рассчитанными на старинный парусный флот.

Воронцовский маяк Одессы башня Маяки бываю разные. Воронцовский маяк называется створным. Он работает в паре. Воронцовский маяк — переднестворный, его партнёр — заднестворный (расположен на крыше одного из трёх зданий на бульваре Жванецкого). На одном из трёх высотных зданий, хорошо видных со стороны моря, — белая четырёхгранная башенка, на ней — красный фонарь. Воронцовский зажигается с заходом солнца, на здании горит круглосуточно (и по уровню на 20 метров выше).

Если суда, находящиеся на рейде или даже дальше — на расстоянии 15-18 миль, видят две точки на одной линии, это означает точку изменения курса судна; красный цвет фонаря Воронцовского маяка означает безопасный сектор захода слева, зелёный цвет — безопасный сектор захода справа.

Воронцовский маяк — типовой проект маяка. Такие маяки стоят по всему Советскому Союзу.

Чтобы подняться наверх, необходимо преодолеть 135 ступенек винтовой лестницы, при необходимости останавливаясь на специально предусмотренных площадках.

Мощная светодиодная лампа, указывающая безопасный путь к берегу морским судам, состоит из отдельных линз, её величина около 2,8 метра. Если лампа перегорает, она автоматически заменяется на резервную.

Под фонарным отсеком есть вахтенное помещение. Когда маяк управлялся вручную, в вахтенной комнате кроме карты с указанием восхода и захода солнца, стола и стула ничего больше не было, чтобы вахтенный не заснул. Если по вине смотрителя маяка (не только одесского) вдруг происходило какое-нибудь кораблекрушение, смотритель маяка без всякого суда и следствия отправлялся на пожизненные каторжные работы.

В нижнем отсеке маяка — аппаратная. Здесь установлены дизель-генераторы, передатчики, наутофонная установка, указывающая звуковым сигналом путь морякам, если в густом тумане не виден свет лампы. Этот гул «ревуна» хорошо знаком жителям Одессы. В море наутофон слышен на расстоянии 3 -х миль.

Можно прослушать голос маяка

Сегодня маяк управляется дистанционно. И создаётся впечатление, что профессия маячника уже не нужна.

пост Одессы Но что произойдёт, если нарушится электропитание маяка? Да, дизель-генераторы рассчитаны на четверо суток беспрерывной работы. А что потом?

рында - колокол Выход один — рында (колокол). Сейчас она смотрится, как украшение, как дань традиции, но в случае необходимости (в туман, в пургу) человеку придётся подавать сигнал рындой с момента захода солнца до восхода.

Всё же постепенно на смену маякам приходят новые современные технологии (спутниковые системы навигации). К примеру, на фото справа — пост регулирования движения судов (эта с виду маленькая синяя «кабинка» находится на высоте равной высоте16-тиэтажного здания).

Маяки уходят в прошлое... В Канаде, например, объявлено о продаже в частные руки почти 1000 маяков по бросовым ценам. Но есть одно условие: покупателям следует поддерживать все системы в полной готовности к возобновлению работы. Значит, профессия смотрителя маяка ещё может оказаться востребованной.Маяки уходят в прошлое?

Панорама с маяком 

Что же с Воронцовским маяком и его смотрителем?

тропа маячника Привычный вид тропы маячника, по которой Иван Тимофеевич Цихович (личность легендарная — бессменный смотритель маяка на протяжении более пятидесяти лет) уже изменился.

Если раньше это была действительно тропинка, заливаемая морскими волнами даже в безветренную погоду, позже превратившаяся в чуть более безопасный мол (из-за малой высоты проход по нему становился опасен даже при небольшом волнении), то сейчас почти полпути придётся на сравнительно безопасную площадку (на морском побережье говорить о полной безопасности не приходится).

тропа маячника Несколько лет назад на оголовке карантинного мола на 5,5 гектарах располагался маячный городок. Это были старые хаотичные постройки: дежурная, сарайчик, какое-то навигационное оборудование и виноградник.

Построив контейнерный терминал, порт, конечно, забрал эту территорию, оставив лишь ведомственный дом смотрителей.

Одесский порт — самый мощный порт Украины, но только третий по величине в Черноморско-Азовском бассейне (после румынского порта Констанца и российского порта Новороссийск) Поэтому, чтобы составить конкуренцию хотя бы Констанце, порту нужны глубоководные причалы.

Воронцовский маяк Одессы ограждение В 2012 году начато расширение контейнерного терминала — создаётся 620 метров причальной стенки с достаточно серьёзными глубинами, достаточными для того, чтобы принимать современные грузовые суда.

Три года подряд в летний период проводятся экскурсии на Воронцовский маяк, чтобы успеть показать то, что уходит безвозвратно...

тропа маячника На фото слева — начало старой тропы маячника: мокро, скользко... А если шторм?

Для обеспечения безопасности смотрителя все годы использовали разные варианты ограждения, в том числе даже вот такие трофейные пушки Крымско-Кавказской войны 1854 года (на фото справа). Однако все попытки обеспечения безопасного прохода были безуспешны — море всё съедало, волны практически всё рушили

В начале Карантинного мола виден камень, из которого сложен мол, — это старинная кладка середины девятнадцатого века. Камень вулканического происхождения, привезенный в качестве балласта на судах.

Справа от мола — вместо морских вод — море песка и гравия: идет строительство.

Стройка на тропе маячника В Одессе

 

Есть что сказать?
Не молчи! Комментируй:

ольга 2023-10-24 12:43:20
интересно

[Ответить]
↑ 0 ↓
Света 2023-05-01 12:27:15
Класс!!!

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:

Powered by CommentIt 5 Ajax

Copyright © Одесский портал . Одесса.
Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только при условии установки прямой ссылки на сайт http://odportal.com.ua
(текст, кнопка или баннер)

Написать portalodessa@gmail.com

Воронцовский маяк Одессы, его предшественники и «коллеги»

разделительная полоса

Одесский портал — Виртуальная реальность Одессы — практически всё о городе...
Практически всё? Конечно, знать практически всё невозможно.
Однако добавляя понемногу каждый день информацию, можно получить очень интересный интернет-ресурс,
где будет информация о новых и старых названиях улиц, о новых и старых памятниках,
где каждый может найти легенды Одессы, рассказы о невероятных событиях и вполне официальные сведения...
Вы хотите разместить свою информацию? Нет проблем!
Если информация некоммерческая — бесплатно, если информационная авторская статья — можем обсуждать варианты и способы оплаты.
Есть предложения о сотрудничестве? Пишите, звоните, заходите...